Карамелев В.Н.

Карамелев В.Н.Одной из выдающихся личностей, имеющих самое прямое отношение к Уральскому шинному заводу, является Карамелев Константин Николаевич, руководивший, тогда еще Свердловским, шинным заводом с 1957 года.

С именем легендарного директора Константина Николаевича Карамелева связано непосредственное становление завода. Под его руководством Свердловский шинный завод из предприятия-аутсайдера в своей отрасли, производившего менее 1% валовой продукции шинной промышленности страны, превратился в победителя Всесоюзного соревнования среди шинных заводов, крупнейшего в стране производителя массивных шин.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ЗАВОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ К.Н.КАРАМЕЛЕВА

Конец 50-х годов

Остро встает вопрос о реконструкции предприятия, расширении производства. Завод является самым малым по номенклатуре продукции и объему производства в шинной отрасли.

По инициативе К.Н. Карамелева разработан Комплексный план роста и эффективности производства, улучшения качества, расширения ассортимента, технического прогресса и социального развития на 1959-65 гг.  Завод начинает своими силами осуществлять малую реконструкцию:

  • решены вопросы обеспечения завода энергоносителями;
  • увеличены мощности производства – установлен 6-й автоклав для вулканизации массивных шин, агрегат для выпуска протекторов;
  • расширены бытовые помещения;
  • сданы два жилых дома на 40 и 60 квартир;
  • построен детский сад на 125 мест.

1960 год

Впервые в стране завод своими силами проектирует и строит экспериментальный участок и осваивает технологию восстановления автомобильных шин методом наложения нового протектора. За успешное решение этой важной задачи коллектив завода был удостоен Диплома 1 степени, а семь его работников, в том числе и К.Н. Карамелев – медалей ВДНХ СССР.

60-десятые годы

Идет механизация ряда технологических процессов, увеличение мощности подготовительного цеха, вводится в эксплуатацию новый цех по переработке и использованию заводских отходов.

Завод занимает призовые места в соревновании с другими шинными заводами СССР, входит в число передовых предприятий Чкаловского района города Свердловска.

Трест «Свердловскхимстрой» начинает строительство нового цеха по восстановлению шин, компрессорной станции, клеевой, теплотрассы от котельной Завода резиново-технических изделий.

Вводятся в эксплуатацию 40- и 80-квартирные жилые дома, столовая на 200 мест, построена дорога по ул. Благодатской, благоустроен поселок шинного завода, ставший одним из лучших в микрорайоне.

1962 год

Выходит Постановление Правительства СССР о коренной реконструкции Свердловского шинного завода. По сути, это – строительство нового завода.

1963 год

Сдан новый цех по восстановлению шин. Технология восстановления шин методом наложения протектора, разработанная на Свердловском шинном заводе, позволяет снять острый дефицит автомобильных шин на Среднем Урале, в Тюменской области и трех областях Казахстана. Создаются многочисленные приемные пункты изношенных покрышек. На предприятиях шинной промышленности страны возникает подотрасль восстановления шин.

Введены в эксплуатацию компрессорная станция, водонасосная установка, железнодорожная ветка от станции Уктус.

Идет строительство нового производственного корпуса по выпуску 2 030 000 авто- и мото- покрышек в год, технического училища, крупнопанельных жилых домов.

1964-65 годы

Введены мощности нового цеха по производству баллонов шинно-пневматических муфт для буровых установок Уралмашзавода и массивных шин для внутризаводского транспорта и военных гусеничных машин. Объем производства увеличивается почти на 40%.

1965-1970 годы

Завершение реконструкции завода. Введены в эксплуатацию мощности на 1 430 000 авто- и мото- покрышек, в том числе, 1 200 000 мотошин для комплектации мотоциклов «ИЖ» и «УРАЛ» Ижевского и Ирбитского мотозаводов.

Введено в строй техническое училище на 600 учащихся со столовой, общежитием, спортзалом и мастерскими.

В 1969 год

Освоено производство 2 300 000 шин в год. По итогам работы в III квартале завод выходит победителем Всесоюзного соревнования среди шинных заводов.

1970-е годы

Завершено комплексное благоустройство территории, введено новое здание заводоуправления и ЦЗЛ. Открыты базы отдыха на озере Таватуй и Белоярском водохранилище, пущена троллейбусная линия.

Завод стал крупнейшим в стране производителем массивных шин и по решению Миннефтехимпрома СССР определен головным предприятием отрасли по разработке конструкций, технологии изготовления массивных шин.

В связи с этим, создан специальный конструкторский отдел, где были разработаны и внедрены в производство массивные шины, уникальной конструкции и технологии изготовления для транспортных погрузочных машин, подвижного состава трубопроводного контейнерного пневмотранспорта, для опорных и поддерживающх катков всех современных, а также всех самых совершенных видов бронетанковой техники. Образцы этой техники можно видеть на ежегодных парадах Победы.

Разработки в области военной техники были выдвинуты на соискание Государственной премии СССР 1975 года.

 

Все эти достижения стали возможны благодаря неутомимой энергии директора завода – Константина Николаевича Карамелева, его энтузиазму, настойчивости в достижении цели, настоящей заботе о людях, а также благодаря помощи соратников и единомышленников, которые трудились под его руководством. Это: Савосин В.С. – начальник головного специального конструкторского отдела массивных шин с 1970 года, заместитель директора завода по качеству с 1986 года, заслуженный рационализатор РФ; Фарленкова Г.С. – начальник технического отдела, Гузачева Н.А. – начальник планового отдела, Безденежных Ю.Т. – инженер-испытатель , а затем начальник специального конструкторского отдела массивных шин; Тупицына О.А. – мастер участков 1, 4 цехов, конструктор пневматических шин, начальник проектно-конструкторского отдела шин, заслуженный рационализатор РФ; Югов В.В. – мастер/начальник смены цеха сборки №2, технолог/технорук 4 цеха, руководитель Госприемки, а с 1991года – начальник ЦЗЛ; Колчин Ю.И. – главный энергетик, заслуженный энергетик РФ.

 

К. Н. Карамелев родился 29 декабря 1918 года. В 1942 году он ушел на фронт и был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, пятью медалями. За трудовые достижения награжден орденами «Знак Почета», орденом «Октябрьская Революция», тремя медалями ВДНХ СССР. Неоднократно избирался Депутатом Чкаловского районного совета. Скончался К.Н. Карамелев 26 августа 1986 года.

Главный технолог «Свердловского шинного завода» Шехтер Владимир Ефимович посвятил ему такие строки:

 

Промчались годы … Грозы отгремели.

Уж многих дорогих и близких нет …

И среди тех, кто дорог, – Карамелев,

Директор тех непозабытых лет.

 

Окраина Свердловска… Захолустье,

…Вокруг деревня – частные дома,

Болотистое Патрушихи устье,

Уктусская, лесная полутьма.

 

С ним спорили, ругались, но любили!

Таких, как он, нельзя не полюбить.

Только с такими «сказку делать былью»

И в бой идти…, быть первым! Победить.

 

Директор вроде «сладкий» – Карамелев…

Герань на окнах, чахлый коллектив.

Сотрудницы мадонны Рафаэля.

Шансонно-бодрый радиомотив…

Там, где решал проблемы Карамелев

В неповторимой жизни пусковой,

Всё было для него «маршрутом к цели»,

Не лёгкой, но победною   игрой.

 

Но строился другой Свердловский шинный.

Уктусский, драгоценный Изумруд,

Которым правил богатырь былинный,

Его талант, его напор и труд

 

Плоды его фантазии и воли

Живут и процветают до сих пор:

Троллейбус, парк… И на руках мозоли…

Директор строил… Всем наперекор.

 

Земля Урала пусть Вам будет пухом,

Хор Ангелов пускай Вас отпоёт,

Вы заслужили Силой воли, Духом

В небесном царстве Славу и Почёт…