К 80-летию со дня рождения Савосина Валерия Семеновича

К 80-летию со дня рождения Савосина В.С., 55-летию его научной, производственной и общественной деятельности

В истории Свердловского (Уральского) шинного завода Ваше имя занимает самое достойное место: оно вписано золотыми буквами. Свыше 30 лет Вы занимались самым передовым и уникальным направлением на заводе – разработкой и внедрением массивных шин гражданского и военного назначения – делом Вашей жизни. Еще будучи молодым специалистом Вы доказали всю перспективность этого направления, именно Ваши разработки  и идеи стали основой для постановки производственных внедрений во всей отечественной  шинной отрасли. Вы являетесь одним из законодателей всего производственного процесса массивных шин, поскольку именно Ваши разработки  были утверждены Главшинпромом МНХП СССР и стали руководством к их созданию. Однако все достижения в области  массивных шин стали возможны благодаря сплоченной команде инженеров возглавляемого Вами специального конструкторского отдела – головного в отрасли. Ваша школа создания массивных шин для военных гусеничных машин и промышленного транспорта положила начало успешной и громкой Вашей карьере. Особенно Вам обязана оборонная отрасль нашей страны за разработки, которые мы постоянно видим на Парадах Победы.

Электропогрузчики последних поколений оснащаются шинами «суперэласти», впервые разработанными при Вашем непосредственном участии.

Благодаря Вашему инженерно-конструкторскому таланту до сих пор Уральский шинный завод остается обладателем и держателем уникальной в стране технологии производства массивных шин, поскольку ни одно предприятие шинной отрасли так и не смогло освоить и запустить в серию  подобное производство. Не каждый инженер может, подводя итоги своей профессиональной деятельности, с гордостью отметить, что ему удалось совершить то, что не удалось сделать его коллегам. Однако Ваша деятельность не ограничилась лишь вашим вкладом инженера-разработчика. Длительный период Вы возглавляли и направляли на предприятии всю службу качества. Под Вашим руководством велись подготовительные работы по сертификации систем качества изготовления шин по МС ИСО 9001-96, итогом чего стало получение желанного  сертификата СМК TUV-CERT, а также всех основополагающих для шинной отрасли основополагающих сертификатов  соответствия. Сколько существует шинная отрасль  мечтой всех шинников является создание безаварийной шины, которая отличалась бы сверх надежностью. С началом конверсии в 90-х годах Вы свои знания и опыт направили на разработку именно такой шины —  безаварийного, беспрокольного «суперэластика»  для электро- и дизельных погрузчиков, которых в то время у нас не производилоь, а для огромного парка зарубежных погрузчиков массивные шины в наших условиях эксплуатации шины быстро выходили из строя, а заменить их было нечем. Шины «суперэластик» были созданы, и в первую очередь, для Свердловского завода имени Калинина в качестве импортозамещающей продукции. В настоящее время завод надежно удерживает в своих руках монополию на производство этих шин, надежно препятствуя их импорту.

Ваши заслуги перед шинной отраслью, Свердловской областью и Российским государством очевидны: заслуженный рационализатор РФ, Лауреат премии имени Мехонцева, отмечен Почетными грамотами главы Екатеринбурга, Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия, Правительства Свердловской области и другими ведомствами.

Мы гордимся тем, что на нашем предприятии работал столь выдающийся инженер и признанный эксперт в шинной отрасли. Ваша неуемная энергия творческий потенциал и сейчас продолжаются в новом качестве – одного из самых авторитетных и заметных независимых экспертов по шинам для колесных транспортных средств, а Ваш опыт и знания находят свое отражение  в многочисленных трудах и публикациях, они стали доступны не только для тех, кто работал с Вами, но и для каждого автолюбителя и автопредприятия.

Н.А.Хлыбов, Ю.Т.Безденежных, О.И.Пикарина, В.А.Золотько  (2009)

Москва: Химия, 1981. — 112 с.

В книге приведены основные сведения о массивных шинах, их назначении, устройстве, классификации, рабочих характеристиках, особенностях и правилах эксплуатации. Рассматриваются вопросы расчета и выбора шин для различных транспортных средств и других объектов. Излагаются краткие сведения о свойствах сырья и материалов, используемых в производстве массивных шин. Описываются современные технологические процессы производства шин и применяемое технологическое оборудование. Значительное внимание уделяется особенностям крепления резины к металлу применительно к массивным шинам. Приводится ряд сведений справочного характера. 
Книга предназначена для инженерно-технических работников шинной и резинотехнической отраслей промышленности, конструкторских и проектных организаций и предприятий, разрабатывающих и эксплуатирующих колесный безрельсовый транспорт и различное оборудование с использованием массивных резиновых шин.

САУ «АКАЦИЯ»

Савосин Валерий Семенович

К 80-летию со дня рождения, 55-летию научной, производственной и общественной деятельности

Родился 24 июня 1939 года в семье военного летчика-истребителя, учился в Монинской средней школе имени маршала авиации Ф.Я. Фалалеева. Окончив в 1963 году Московский ордена Трудового Красного знамени институт тонкой химической технологии имени М.В.Ломоносова, Савосин Валерий Семенович прошел многолетний трудовой путь от младшего научного сотрудника научно-исследовательского института до заместителя директора головного в отрасли Свердловского завода по производству массивных шин для военных гусеничных машин и промышленного транспорта.

Значимые его достижения:

В НИИ шинной промышленности Савосин В.С. участвовал в разработке:

– ГОСТ 11112-64 (70) «Колеса обрезиненные безрельсового транспорта»;

– ГОСТ 5883-65 (76Е, 89) «Шины массивные резиновые» взамен устаревшего ГОСТ 5883-51.

Савосин В.С. дважды дипломант конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу среди молодых специалистов шинной промышленности (1967, 1968), дипломант выставки «Научно-техническое творчество молодежи» Москвы и Московской области (1968). Трижды участник ВДНХ СССР.

Окончив без отрыва от производства Центральные курсы для инженерно-технических и руководящих работников по вопросам патентоведения и изобретательства (1968), получил квалификацию патентоведа.

Участвовал в разработке:

опорного катка с внутренней амортизацией для танка Т-64 Харьковского завода имени В.А.Малышева;

опорных обрезиненных катков гусеничного распашного трактора Т-150 Харьковского тракторного завода;

в работах по восстановлению шин выставочных образцов «революционных» броневиков, в частности для Политехнического музея в Москве;

исследовал конструкцию и материалы хвостового колеса самолета-шпиона «Локхид U-2», сдал кандидатские экзамены.

После известных Чехословацких событий августа 1968 год,а как ведущий специалист, был рекомендован Миннефтехимпромом СССР на должность начальника головного специального конструкторского отдела Свердловского шинного завода – крупнейшего производителя массивных шин для военных гусеничных машин и промышленного колесного безрельсового транспорта. Здесь Савосин В.С. руководил разработкой и запуском в производство специальных массивных шин для:

– опорных, поддерживающих катков и направляющих колес новейших военных гусеничных машин (ВГМ) и их модификаций на дисках из легких сплавов, в частности, для: танков (Т-72, Т-80); боевых машин пехоты (БМП-2, БМП-3) и десанта (БМД), самоходных артиллерийских и зенитно-ракетных установок (2С19 «Мста-С», 2С3 «Акация», 2С1 «Гвоздика», 2С7м «Малка», 2С4 «Тюльпан», 2С5 «Гиацинт-С», ЗРК «Круг» и др.), принятых на вооружение Советской Армии. За эту работу Савосин В.С., в составе авторского коллектива,  был выдвинут на соискание Государственной премии СССР 1975 года, а 50 работников шинного завода были награждены правительственными наградами;

– колесных подъемно-транспортных машин: погрузчиков, штабелеров и пр.

– технологии крепления резины к каткам ВГМ из легких сплавов двухслойной системой клеев «Хемосил»;

– технологии восстановления изношенных ободьев катков для повторного обрезинивания с целью использования их в качестве запасных частей;

– типо-размерного ряда массивных шин для подвижного состава трубопроводного контейнерного пневмотранспорта систем «Транспрогресс»;

– отраслевой нормативной и технологической документации для производства всех типов массивных шин, выпускаемых отечественными шинными производителями.

Разработки Савосина В.С. были внедрены на многих российских предприятиях. Это — Уралвагонзавод (Нижний Тагил), «Кировский завод» (С.-Петербург), завод имени Октябрьской Революции (Омск), Уралтрансмаш и Машиностроительный завод имени М.И. Калинина (Свердловск), Челябинский, Волгоградский тракторные заводы, Курганмашзавод, танкоремонтные заводы Министерства обороны, ИЖМаш, Ирбитский мотозавод, отечественные и зарубежные шинные заводы и многие другие. В настоящее время его разработки используются на таких объектах как танк Т-14 «Армата», зенитные и противотанковые ракетные комплексы С300В, Бук-М2, 2К12 «Куб», 2С6 «Тунгуска-М», 9П157 «Хризантема-С», 9К330 «Тор-М».

Валерий Семенович работал консультантом на предприятиях Чехословакии – в 1975 году («Завод им.1 мая», г. Пухов – ныне предприятие «Матадор», завод резино-металлических изделий «Гумоков», г. Градец Кралове), Болгарии – в 1976, 1977, 1989 годах (завод технических каучуковых изделий «Зебра», София), Польши – в 1984 году (шинный завод «Стомил», г. Познань), Индии – в 1987 году (машиностроительный завод в г. Авади), а также на отечественных шинных заводах.

Он автор книги «Шины массивные. Конструкция, изготовление, эксплуатация» (Савосин В.С., Бограчев М.Л., г. Москва, изд. «Химия», 1981). Кроме того, имеет публикации по шинной тематике в средствах массовой информации, в том числе, в сети Интернет.

Заслуженный рационализатор РФ, он имеет 11 патентов на изобретения, полезные модели, товарные знаки и свыше 70 рационализаторских предложений, 5 из которых признаны отраслевыми. Общий экономический эффект от внедренных предложений составил 586 000 рублей (в ценах 1992 г.), из которых 105 000 рублей пришлось на долю Савосина В.С., которая почти вдвое превысила суммарный оклад за весь период его рационализаторской деятельности (1971-91). Новая конструкция поддерживающего гусеницу катка по авторскому свидетельству № 269490 использована в боевой машине пехоты (БМП), лицензия на производство которой была продана за границу (Ирак).

Как член Технического комитета по стандартизации № 97 Госстандарта СССР Савосин В.С. активно участвовал в работах по стандартизации шин, сертификации шинной продукции и систем качества: ГОСТ 4754-97, ГОСТ 5513-97, ГОСТ Р 52899-2007, ГОСТ Р 52900-2007 на шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, автобусов особо малой вместимости..

В период конверсии внес большой вклад в освоение производства и повышение качества легковых шин радиальной конструкции для автомобилей «Москвич» – ИЖ-412, ИЖ-2125-«Комби», ВАЗ и др., особенно с зимним рисунком протектора, в том числе с шипами противоскольжения, и повышенной проходимости. В это время был достигнут высший уровень качества шины 4,00-19, по своим характеристикам полностью удовлетворяющей требованиям Стандарта безопасности США, для мотоцикла «Урал»-ИМЗ-8 Ирбитского мотозавода в экспортном исполнении для Канады. Инициировал разработку и освоение производства так называемых «беспрокольных» шин типа «суперэластик», в частности для электропогрузчиков Свердловского машиностроительного завода им. М.И.Калинина в качестве импортозамещающей продукции. Эти шины были удостоены Диплома конкурса «100 лучших товаров России» 2001 года, Золотого знака качества программы «Всероссийская марка, III тысячелетие. Знак качества XXI века» и Платинового знака качества международной выставки-конкурса «Национальная слава» — 2002. Электро- и дизельные погрузчики завода имени М.И.Калинина в настоящее время комплектуются преимущественно шинами «суперэластик» производства Уральского шинного завода.

Представляя продукцию шинного завода, активно участвовал в выставках-презентациях предприятий Свердловской области в Москве (1998), в ХМАО (Ноябрьск-2000), на Нижегородской ярмарке (2000), проводимых губернатором СО Э.Э.Росселем, в Уфе, Тюмени и др. Неоднократный участник выставки Russian Arms Expo в Нижнем Тагиле.

В.С.Савосин воспитал ряд высококвалифицированных специалистов, ставших руководителями: Н.И.Скурихин – зам. директора завода «Уралэлектроугли», Р.А.Арасланов – главный технолог завода, Ю.Т. Безденежных – начальник СКО, Л.Д.Ветошкина (Тимошенко) заместитель начальника ОТК, С.В.Плотников – начальник цеха массивных шин, коммерческий директор завода и др. Свои знания и опыт в течение ряда лет передавал молодежи, преподавая без отрыва от производства в заводском техническом училище специальный курс « Контроль качества   при производстве шин», многократно возглавлял государственную экзаменационную комиссию в Свердловском химико-механическом техникуме.

Работая экспертом по шинам и колесам в ООО «Дирекция Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте (УЦЭПС АТ) и ряде коммерческих торговых предприятий: группа компаний «Юмакс», «VIANOR», ООО «Запаска», «Хайвэй», «Планета колес» и др., Савосин В.С. выдал свыше 600 заключений о техническом состоянии пневматических шин в связи с их повреждениями и претензиями к качеству, в том числе 6 по судебным делам.

Постоянный член жюри конкурсов шиномонтажников Екатеринбурга и области.

С 2005 года с началом государственной кампании по саморегулированию субъектов хозяйственной деятельности активно сотрудничает с УЦЭПС АТ – учредителем  Некоммерческого партнерства «Уральская ассоциация предприятий автомобильного бизнеса (СРО «НП «УрАПАБ»).

Савосин В.С. является разработчиком пакета распорядительных документов для этой ассоциации (устава, основных положений деятельности, структуры и пр.) и стандартов для членов партнерства:

– «Техническое обслуживание, шиномонтаж и балансировка колес для легковых и легких грузовых автомобилей»;

– «Информация для потребителей об оказываемых услугах»;

– «Уборочно-моечные работы. Часть 1. Автомобильные мойки. Часть 2. Мытье и уборка салонов легковых автомобилей»;

– «Ремонт местных повреждений покрышек и ездовых камер пневматических шин. Общие технические требования»;

– «Покрышки пневматических шин и бескамерные шины для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, восстановленные углублением канавок протектора нарезкой».

В 2006 году в журнале «Правильный автосервис» (г. Москва) опубликовал проблемную статью «На соответствие каким нормативным документам проводить добровольную сертификацию услуг?» Осуществил перевод стандарта «Предприятие по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей» департамента автотранспорта штата Нью-Йорк (США).

С началом технического регулирования в сфере автотранспорта участвовал в подготовке отзывов и замечаний ко всем редакциям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Особенно в части шин и колес. В утвержденном ППРФ № 720 от 10.09.09 ТР разделы, связанные с оценкой соответствия и сертификацией компонентов АТС, особенно – шин, нашли отражение в его редакции.

Савосин В.С. – участник отработки редакций, а также изменений ряда нормативных правовых документов в сфере автотранспорта: «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации»  (раздел «Колеса и шины»); Специального технического регламента «О требованиях к транспортным средствам, предназначенным для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов»; Технического  регламента  «О безопасности строительных, дорожных и коммунальных машин»; «Методических рекомендаций по установке ремней безопасности в автобусы»; «Методических рекомендаций по процедуре сертификации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

В связи с распоряжением Правительства РФ от 19.03.2014 № 398-р (ред. от 17.03.2015) «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий» в части подготовки предложений по разработке в Российской Федерации системы оценки соответствия промышленных предприятий уровням наилучших доступных технологий (НДТ) Савосин В.С. в составе ПК 1 Технического комитета по стандартизации ТК № 343 «Качество воды» принял активное участие в разработке:

– ГОСТ Р 56828.15-2016 «Наилучшие доступные технологии. Термины и определения»

– ГОСТ Р 57074-2016 «Оценка эффективности водоохранной деятельности. Критерии оценки».

– ГОСТ Р 57074-2016 «Методология и критерии идентификации наилучших доступных технологий водохозяйственной деятельности»,

продемонстрировав при этом логичность суждений и аналитический склад ума  при  определении тех или иных терминов.

Подготовил отзыв на проект постановления  Правительства  РФ «Об определении перечня стационарных источников и перечня вредных  загрязняющих  веществ,  подлежащих  контролю  посредством автоматических средств измерений   и учета объема или массы  выбросов  вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах. (2016). Предложил поправки и изменения  к части 4. «Водопользование, водоснабжение, водоотведение, водное хозяйство»  Словаря-справочника  терминов  и  определений  в  области НДТ, более 80% которых были приняты.

В связи с постоянным ростом автомобилизации в стране, который привел к резкому ухудшению экологических и санитарных условий в населенных пунктах, т.к. автотранспортные средства оказывают негативное влияние на гидросферу, являясь мощными источниками загрязнений атмосферы, почв, ливневых сточных вод, обычно сбрасываемых без очистки, развился крупный бизнес в области мытья автомобилей, подчас стихийно организованный. Савосин В.С. на базе ранее разработанного стандарта СРО «НП «УрАПАБ» «Уборочно-моечные работы…» инициировал разработку национального стандарта РФ. С этой целью было разработано Техническое задание  «Оценка  экологической ситуации на автомоечных комплексах г. Екатеринбурга» (в количестве свыше 200), в течение 2016-2017 годов проведен анализ  их районирования и категорирование по степени негативного воздействия на окружающую среду. Этот стандарт необходим для оперативного внедрения принципов НДТ, а именно, для технического регулирования использования  питьевой воды для технологических нужд. Он особенно актуален и необходим, так как в российском законодательстве  отсутствуют  нормативные правовые акты, регламентирующие специальные технические требования к автомоечным комплексам, как объектам негативного воздействия на водные объекты, так и в частности, к техническому уровню организации систем оборотного водоснабжения и очистки сточных вод для них. Предложение поддержано ЕМУП «Водоканал», Комитетом по экологии Администрации Екатеринбурга, НИИ «Экотоксикология», одобрено федеральным органом по техническому регулированию и в 2018 г. включено в план государственной стандартизации 2019 года под наименованием: «Технические требования к организации систем оборотного водоснабжения автомоечных комплексов. Сточные воды». Подготовлена 1 редакция стандарта.

Особо высокий профессионализм Савосин В.С. проявил при проведении с декабря по июнь 2018 г. судебной технической экспертизы по исследованию обстоятельств разрушения пневматической шины переднего колеса автомобиля «РЕНО Премиум 440Б26Т» при дорожно-транспортном происшествии на Полевском тракте 9 сентября 2017 года, когда погибли 8 человек – работников газовой службы Екатеринбурга (уголовное дело № 11701650081000296). Выводы и заключение Савосина В.С. по данному делу способствовали следственному комитету принять правильное решение.

За большой вклад в развитие военно-промышленного и транспортного  машиностроения в стране и особенно на Урале, автотранспортного бизнеса, технического творчества (изобретательства и рационализации на предприятиях), сферы услуг в автобизнесе, стандартизации и сертификации продукции, разработку и совершенствование нормативных и правовых актов в области охраны природы,  высокий профессионализм, безупречную  многолетнюю многогранную научную и производственную деятельность на благо Свердловской области и Российской Федерации, Савосин Валерий Семенович Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия СО  представлен к награждению знаком отличия «За заслуги перед Свердловской областью»

Имеет награды:

Премия и Диплом Госкомитета нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Госплане СССР 1965, 1967;

Почетная грамота Свердловского городского комитета КПСС, 1979;

Почетная грамота Свердловского областного совета ВОИР, 1989;

Почетное звание «Заслуженный рационализатор Российской Федерации», Указ № 1163, 1993;

Лауреат премии имени Л.Я. Мехонцева, 1999;

Почетная грамота главы города Екатеринбурга, 1999;

Почетная грамота Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), 2009;

Почетная грамота Свердловской областной организации «РОСХИМПРОФСОЮЗ», 2009;

Благодарственное письмо администрации города Екатеринбурга, 2009;

Почетная грамота Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, 2013;

Почетная грамота Правительства Свердловской области, 2014;

Благодарственное письмо Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, 2016;

Знак отличия Свердловской области «Совет да Любовь», 2016.

 

В настоящее время  В.С. Савосин – пенсионер, ветеран труда федерального статуса и Свердловской области. Продолжает трудовую деятельность  на общественной работе, являясь:

– членом Совета саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Уральская ассоциация предприятий автомобильного бизнеса» (по направлению «шиномонтаж, шиноремонт, ошиповка шин),

– членом  автономной некоммерческой организации «Комитет по защите прав собственников помещений в многоквартирных домах Екатеринбурга»,

– членом подкомитета ПК 1 Технического комитета по стандартизации ТК № 343 «Качество воды»,

– независимым экспертом по шинам  для колесных транспортных средств.