К 100-летию со дня рождения Константина Николаевича Карамелева

Карамелев  Константин  Николаевич

29.12.1918 — 26.08.1986

К.Н. Карамелев – участник Великой отечественной войны с 1942 года, награжден орденом «Отечественная война» II степени в 1944 году, пятью медалями. За трудовые достижения награжден орденами «Знак Почета», орденом «Октябрьская Революция», тремя медалями ВДНХ СССР. Депутат Чкаловского районного совета депутатов трудящихся ряда созывов.

Карамелев Константин Николаевич руководил Свердловским шинным заводом с 1957 г., когда остро встал вопрос о его реконструкции, расширении производства, который не решался в послевоенные годы. Завод оставался самым малым по номенклатуре продукции и объему производства (менее 1% всей валовой продукции шинной промышленности страны). По инициативе К.Н. Карамелева был разработан комплексный план роста и эффективности производства, улучшения качества, расширения ассортимента, технического прогресса и социального развития на 1959-65 г.г. Эта инициатива была поддержана местными органами  власти, и завод своими силами начал осуществлять малую реконструкцию.  Были решены вопросы обеспечения завода энергоносителями, увеличены мощности производства: установлен 6-й автоклав для вулканизации массивных шин, агрегат для выпуска протекторов, улучшены условия труда рабочих путем расширения бытовых помещений, сданы два жилых дома на 40 и 60 квартир, построен детский сад на 125 мест.

В 1960 году впервые в стране завод своими силами спроектировал и построил экспериментальный участок и освоил технологию восстановления автомобильных шин методом наложения нового протектора. За успешное решение этой важной задачи завод был удостоен Диплома 1 степени, а 7 его работников, в том числе и К.Н. Карамелев – медалей ВДНХ СССР.

Осуществляя комплексный план развития,  коллектив завода, ведомый Константином Николаевичем, механизировал ряд технологических процессов, увеличил мощности подготовительного цеха, ввел в эксплуатацию новый цех по переработке и использованию заводских отходов. С этого времени завод  стал занимать призовые места в соревновании с другими шинными заводами СССР, вошел в число передовых предприятий Чкаловского района Свердловска. Трест «Свердловскхимстрой» начал строительство нового цеха по восстановлению шин, компрессорной, клеевой, теплотрассы от котельной завода РТИ. Были введены 40- и 80-квартирные жилые дома, столовая на 200 мест, построена дорога по ул. Благодатской, благоустроен поселок шинного завода, ставший одним из лучших в микрорайоне.

По постановлению Правительства СССР с 1962 года началась коренная реконструкция, а по существу – строительство нового завода. Уже в 1963 году были ведены в эксплуатацию:  компрессорная и водонасосная установки, железнодорожная ветка от станции Уктус, новый цех по восстановлению шин. Технология восстановления шин методом наложения протектора позволила снять острый дефицит в автомобильных шинах на Среднем Урале, Тюменской и трех областей Казахстана, способствовала созданию многочисленных приемных пунктов изношенных покрышек и возникновению подотрасли восстановления шин на действующих предприятиях шинной промышленности страны. Одновременно шло строительство нового производственного корпуса по выпуску 2 030 тыс. авто- и мото- покрышек в год, технического училища, крупнопанельных жилых домов.

В 1964-65 г.г. введены мощности нового цеха по производству баллонов шинно-пневматических муфт для буровых установок Уралмашзавода и массивных шин для внутризаводского транспорта и военных гусеничных машин. Объем производства увеличился почти на 40%.

В 1965-70 годах, в период завершения реконструкции на заводе были введены мощности на 1 430 тыс авто- и мото- покрышек, в том числе 1 200 тыс. мотошин для комплектации мотоциклов «ИЖ» и «УРАЛ» Ижевского и Ирбитского мотозаводов, вошло в строй техническое училище на 600 учащихся со столовой, общежитием, спортзалом и мастерскими.

В 1969 году было освоено в полном объеме производство 2 млн. 30 тысяч шин, и по итогам работы в III квартале завод вышел победителем Всесоюзного соревнования среди шинных заводов. В 1970 г. было завершено комплексное благоустройство территории, введено новое здание заводоуправления и ЦЗЛ. Открыты базы отдыха трудящихся на озере Таватуй и Белоярском водохранилище, пущена троллейбусная линия.

Завод стал крупнейшим в стране производителем массивных шин. Учитывая, что на среднем Урале и ближайших областях сосредоточены крупнейшие производители специальной колесной и гусеничной техники, по решению Миннефтехимпрома СССР завод был определен головным предприятием отрасли по разработке конструкций, технологии изготовления массивных шин, для чего был создан специальный конструкторский отдел. В результате большого творческого подъема заводских шинников-массивников были разработаны и внедрены в производство уникальные по конструкции и технологии массивные шины для  транспортных погрузочных машин, подвижного состава  трубопроводного контейнерного пневмотранспорта,   для опорных и поддерживающх катков всех современных и самых совершенных видов бронетанковой техники. Последняя разработка была выдвинута на соискание Государственной премии СССР 1975 года. Образцы этой техники можно видеть на ежегодных парадах Победы.

Все перечисленное неразрывно связано с именем директора завода Константина Николаевича Карамелева, обладавшего неутомимой энергией, энтузиазмом, настойчивости в достижении цели, настоящей заботой о людях.

Группа ветеранов завода, работавшая под руководством К.Н. Карамелева:

Савосин В.С. – начальник головного специального конструкторского отдела массивных шин с 1970 г., зам. директора завода по качеству с 1986 г., заслуженный рационализатор РФ.

Фарленкова Г.С.  – начальник технического отдела с 1967 г.

Гузачева Н.А. – начальник планового отдела с 1968 г.

Безденежных Ю.Т. – инженер-испытатель специального конструкторского отдела массивных шин 1970-1974г.г., зам. начальника ПКОШ, начальник специального конструкторского отдела массивных шин с 1987 г.

Тупицына О.А. – мастер участков 1, 4 цехов, конструктор пневматических шин, начальник проектно-конструкторского отдела шин, заслуженный рационализатор РФ.

Югов В.В. – мастер/начальник смены цеха сборки №2, технолог/технорук 4 цеха, с 1972г. – конструктор ПКОШ, с 1980 – начальник ПКОШ, с 1987г. — руководитель Госприемки, с 1991г. – начальник ЦЗЛ

Колчин Ю.И. – главный энергетик, заслуженный энергетик РФ.

 

Промчались  годы … Грозы  отгремели.

Уж  многих дорогих  и  близких  нет …

И  среди  тех, кто  дорог, –  Карамелев,

Директор  тех  не  позабытых  лет.

Окраина Свердловска… Захолустье,

…Вокруг  деревня – частные дома,

Болотистое Патрушихи  устье,

Уктусская,  лесная  полутьма.

С ним спорили, ругались, но  любили!

Таких, как  он,  нельзя  не  полюбить.

Только с такими  «сказку делать  былью»

И в бой идти…, быть первым! Победить.

Директор  вроде  «сладкий» –  Карамелев…

Герань  на  окнах,  чахлый коллектив.

Сотрудницы  мадонны  Рафаэля.

Шансонно-бодрый  радиомотив…

Там, где решал  проблемы  Карамелев

В  неповторимой  жизни  пусковой,

Всё было для него  «маршрутом к цели»,

Не  лёгкой,  но победною   игрой.

Но строился другой Свердловский  шинный.

Уктусский,  драгоценный  Изумруд,

Которым правил богатырь былинный,

Его  талант,  его  напор  и труд

Плоды  его  фантазии  и  воли

Живут и процветают до  сих  пор:

Троллейбус, парк… И на руках мозоли…

Директор  строил… Всем наперекор.

Земля Урала пусть Вам будет пухом,

Хор  Ангелов  пускай  Вас  отпоёт,

Вы  заслужили  Силой  воли,  Духом

В  небесном  царстве  Славу  и  Почёт…

Шехтер Владимир Ефимович

Главный технолог «Свердловского шинного завода»